Тверской государственный университет


Карта сайтаВерсия для слабовидящих

Контактная информация

170100, Россия,
Тверь, ул. Желябова, 33

Подробнее...

Главная страница  

Виктор Михайлович Никольский: о химических открытиях, научных планах и о жизненных ценностях

29 ноября 2021 года

10731.jpg

Тверской государственный университет славится своими выдающимися учеными деятелями, многие из которых обучают студентов уже на протяжении нескольких десятков лет. Один из них – опытный педагог и талантливый ученый, доктор химических наук, профессор Виктор Михайлович Никольский, который в этом году отметил свой юбилей – 75 лет. Пресс-служба ТвГУ пообщалась с Виктором Михайловичем о химических открытиях, научных планах и о жизненных ценностях.

- Почему вы решили связать свою жизнь с наукой?

- Вспоминаются сразу школьные годы. Я окончил школу в 1964-м: это времена, когда Первым секретарем Коммунистической партии Советского Союза был Н.С. Хрущев. Он, осознавая важность химии в современной жизни, пытался дать свое определение коммунизма: «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны плюс химизация народного хозяйства». Последнее слагаемое коммунизма и определило мой выбор профессиональной деятельности. Я поэтому в химики и пошел.

Более того, я могу рассказать смешную на сегодняшний день ситуацию: я, еще будучи школьником, выписал себе научный журнал «Пластические массы». Я его получал, пытался читать и ничего не понимал. Выписать научный журнал, который имел в то время наиболее современное звучание, мне казалось очень важным и нужным, хоть он и оказался для меня, к сожалению, малопонятным. Но это тем более заставило меня пойти учиться. Чтобы понимать.

- Какими были ваши первые шаги в изучении химии?

- Первые попытки всерьез заниматься химией у меня были еще в школе. Химию преподавала Заслуженный учитель РФ К.И. Ромашова, под ее руководством я занимался химией не только на уроках, я посещал кружок, участвовал в олимпиадах, районных и областных. Мне, еще школьнику, всегда было интересно, так сказать, «похимичить» и получить какой-то результат. Дальше – больше. Периодическая система элементов Менделеева стала для меня чем-то вроде таблицы умножения по степени важности и значимости. Таблица давала мне возможность и познать закономерности изменения свойств различных элементов, и объединять элементы с разными свойствами мысленно, а потом уже, когда я получил высшее химическое образование, и на опытах получать новые вещества. На сегодняшний день у меня более 30 патентов на изобретения.

- К слову об изобретениях: какие свои научные достижения считаете наиболее значимыми?

- Я бы сказал так: не наиболее значимыми, а наиболее интересными. У меня есть патент на иминодиянтарную кислоту в качестве комплексона. Синтезом комплексонов я занялся под руководством моего уже ныне покойного учителя, профессора Игоря Павловича Горелова. Для широкой аудитории я про комплексоны рассказываю обычно так: представьте, что в одном соединении уживаются кошка и собака. В жизни чужая собака чужую кошку будет преследовать, а в одной семье человек вполне может примирить их между собой. Так вот, комплексоны содержат в себе одновременно антагонистические группировки (как кислотные, так и основные). Обычно кислоты со щелочами дерутся до нейтрализации! Никогда не бывает, чтобы в одном сосуде в растворе существовали совместно кислоты и щелочи. А вот в комплексонах это возможно.

Мы в восьмидесятые годы двадцатого столетия во время работы над созданием экологически безопасных комплексонов в теоретических рассуждениях пользовались моделями Стюарта (объемные деревянные модели атомов, учитывающие соотношение размеров и форму атомов углерода, кислорода, водорода, составляющих органические соединения – прим. ред.), фантазировали, что можно создать. Иминодиянтарная кислота по моделям Стюарта не получалась: было видно, что какие-то размеры не совпадают. Однако, в реальности мне удалось ее синтезировать!

Поэтому мой учитель Игорь Павлович, когда я рассказал, что создал иминодиянтарную кислоту, подаю заявку на патент, отказался верить, что это вообще возможно, и попросил исключить его из заявки (традиционно заявка подавалась все-таки с учителем). Так и получилось, что из всех моих патентов только один оформлен на меня лично, без И.П. Горелова, потому что он категорически не принял эту идею. Хотя потом, со временем, все встало на свои места, и мы вместе работали над изучением уникальных химических свойств этого вещества.

- Какие у вас ближайшие научные планы?

- То, что создано мною, запустить в дело, чтобы оно стало полезным для общества. Ведь нельзя считать, что выдвинутая идея будет сразу подхвачена и реализована в промышленности или в сельском хозяйстве. Должно пройти время, общество должно почувствовать потребность в этом. Даже Нобелевские премии дают не за вчерашние открытия, а за то, что устоялось за двадцать, тридцать лет и оказалось правильным и востребованным.

Я надеюсь, что, мои разработки еще при моей жизни окажутся полезными и найдут применение. В нашем университете уже есть подразделения, которые работают с моими веществами и пытаются запустить их в дело.

- Что вас больше всего радует в работе в университете?

- Меня, как человека, пожившего далеко не один десяток лет, радует, что в химию идут студенты. На наш химико-технологический факультет поступает достаточное количество молодых людей: у нас не было ни одного набора, чтобы группы на факультете были неполными. Более того, мы еще во времена СССР ежегодно на первый курс принимали на факультет по две группы – 50 человек. И сегодня мы по-прежнему на бюджет принимаем те же 50 человек плюс дополнительно обучаем студентов и на платной основе. Наши выпускники всегда находят себе применение, устраиваются на работу, они востребованы. Нам ни министерство, ни руководство университета не снижают планку в приеме студентов, значит, мы существуем не зря, значит, выращенные нами специалисты-химики нужны.

- Это действительно так. Может быть, вы могли бы дать какой-нибудь совет начинающим ученым, студентам, решившим всерьез заняться наукой?

- Не могу не вспомнить снова своего учителя, профессора Игоря Павловича Горелова. Когда я планировал куда-то отлучиться, уехать из города на выходные или на праздники, он делал круглые глаза и говорил: «А когда же наукой заниматься, если не в праздники и выходные?».

Я готовил и кандидатскую, и докторскую диссертацию «без отрыва от производства»: в будни работал как преподаватель, а уже в свободное время уделял внимание своим научным планам. Студенты требуют внимания, но ведь науке тоже это внимание нужно уделить! И когда этим заниматься? После того, как отработаешь за зарплату, дальше работаешь за удовольствие. Иначе говоря, начинающий ученый должен заниматься, не думая ни о выходных, ни о праздничных днях. Сделаешь дело – потом будешь отдыхать. Этот принцип настолько вжился в мое сознание, что до сих пор я, несмотря на пенсионный возраст, продолжаю активно работать и не планирую менять этот образ жизни. Поэтому и студентам, которые хотят достичь успехов в выбранном деле, надо заниматься не только в урочное время, но и сверх этой меры. Такой мой совет.

Беседовала пресс-служба ТвГУ. При публикации материала ссылка на источник обязательна.

Назад

Яндекс.Метрика  

Р Р?йтинг@Mail.ru