Тверской государственный университет


Карта сайтаВерсия для слабовидящих

Контактная информация

170100, Россия,
Тверь, ул. Желябова, 33

Подробнее...

Главная страница    

Инновационные модели подготовки специалистов, ориентированные на региональный рынок труда

5 декабря 2008 года

4 декабря 2008 г. в центральном корпусе ТвГУ прошла научно-практическая конференция «Инновационные модели подготовки специалистов, ориентированные на региональный рынок труда». Организаторами конференции стали Тверской государственный университет и Департамент образования Тверской области. Основной целью конференции был анализ проблем интеграции деятельности вузов и работодателей в направлении разработки и внедрения инновационных моделей подготовки специалистов.

После открытия конференции и звучавших в адрес участников и гостей конференции приветственных слов началось пленарное заседание, которое открыл Бутузов А. А., проректор по УВРиСВ Тверского государственного университета. В своем докладе он затронул проблемы формирования у студентов профессиональных компетенций, навыков и умений, которыми они должны обладать по окончании университета. Было отмечено, что ТвГУ является на сегодняшний день университетом с инновационной системой подготовки и переподготовки кадров. Уже несколько лет подряд университет реализует систему рейтингового контроля знаний студентов, апробирует модель по системе зачетных единиц с зарубежными вузами. Поднималась проблема разработки и внедрения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. Как оказалось, новые образовательные стандарты дают широкие возможности вузу моделировать процесс обучения, переходить на новые формы обучения: интерактивные занятия преподавателя со студентами, семинары в виде дискуссий, ролевых или деловых игр, основной целью которых будет приобретение студентом определенного набора компетенций, знаний и умений, которые пригодятся ему в будущем на рабочем месте. Большую роль в инновационном образовательном пространстве должна сыграть самостоятельная работа студента, система кейс-технологий.

Остается проблема привлечения работодателей к формированию стандартов третьего поколения. Именно от них зависит, какими компетенциями, навыками и умениями должен обладать выпускник, так как именно работодатель должен четко сформулировать требования, которые он предъявляет к молодому специалисту. Стандарты третьего поколения ориентированы на привлечение работодателей к учебному процессу в качестве экспертов на государственных экзаменах и защитах дипломных работ. Бутузов А. А. отметил, что взаимодействие вуза и работодателя должно носить не спорадический, а системный характер.

Далее слово было предоставлено Смирновой О. А., директору Регионального центра содействия трудоустройству выпускников. Доклад был посвящен основным моделям взаимодействия вузов и работодателей. Особое внимание уделялось проблеме поиска новых направлений сотрудничества кафедр, факультетов с потенциальными работодателями. Были представлены результаты исследования относительно существующих ныне форм взаимодействия между кафедрами и работодателями. В подавляющем большинстве случаев действует традиционная модель, которая включает в себя целевую подготовку выпускников, организацию и проведение Дней карьеры, ярмарок вакансий и т.д. Однако, по мнению факультетов, взаимодействие с работодателями было бы более эффективным, если сотрудничество было бы направлено в сторону реализации совместных проектов, презентаций компаний, конечно же, на прием студентов в стены компании на период прохождения производственных и преддипломных практик.

В свою очередь, работодатель тоже заинтересован в сотрудничестве с вузами и со своей стороны желает, чтобы в образовательные программы были включены курсы по выбору, была организована работа с проектными студенческими группами, были разработаны в университете специальные программы для получения дополнительного образования для сотрудников, а также встречи со студентами и общение в виде круглых столов, дискуссионных клубов, тренингов, экскурсий и презентаций компаний. В целом, желания как работодателей, так и вузов, ведущих подготовку квалифицированных кадров, во многом совпадают.

Зав. лабораторией проблем региональной экономики, д.э.н., профессором Лапушинской Г. К. также были представлены результаты исследования, посвященные мониторингу трудовых ожиданий выпускников. В докладе было отмечено, что университет готовит квалифицированных специалистов, часть из которых либо приспосабливается к региональному рынку труда либо нет. Иногда случается так, что профессиональные амбиции выпускников не совпадают с предложениями региона, и в таком случае регион просто теряет квалифицированные кадры, которые, не получив достойных предложений, уезжают в другие регионы за лучшей долей. Для многих выпускников важен статус (оформление трудовых книжек, включение в штат предприятия, достойная заработная плата) и карьерный рост желательно на крупных и давно зарекомендовавших себя предприятиях.

Выступление начальника службы управления персоналом компании «Русский свет» Романовой Е. Г. во многом подтвердила результаты исследования Лапушинской Г. К. Было отмечено о профессиональных амбициях выпускников, однако выпускник тоже отдавать себе отчет в том, что «на выходе» из университета он умеет, какими навыками владеет, что может предложить работодателю и т.д. Был сформулирован некий перечень требований, который работодатель предъявляет новоиспеченным специалистам. Во-первых, работодатель ждет, что специалист будет готов к самостоятельному принятию решений; во-вторых будет обладать высокой теоретической подготовкой; в-третьих, инициативен; в-четвертых, коммуникативен; в-пятых, активен; в-шестых, способен к социальной адаптации, адаптации в новом коллективе. Такой выпускник может закрыть все существующие вакансии и найти престижную и интересную работу. Было приятно слышать из уст работодателя похвалу в адрес ТвГУ. Романова Е. Г. отметила, что для компании «Русский свет» Тверской государственный университет является лучшим в плане подготовки высококвалифицированных специалистов, и двери для выпускников ТвГУ всегда открыты для них.

По окончании пленарного заседания участники и гости конференции перешли к секционной работе. Было заявлено две секции: «Организация партнерского взаимодействия вуза и всех заинтересованных сторон в процессе формирования социальных и профессиональных компетенций выпускника» и «Разработка инновационной модели организации и проведения педагогической практики».

Назад

Яндекс.Метрика  

Р Р?йтинг@Mail.ru