Тверской государственный университет


Карта сайтаВерсия для слабовидящих

Контактная информация

170100, Россия,
Тверь, ул. Желябова, 33

Подробнее...

Главная страница    

Интервью с одним из учредителей Всероссийского конкурса «Учитель нового поколения» А.В. Виноградовым

30 марта 2015 года

4256.jpg

С 15 по 17 апреля в г. Тверь пройдет Всероссийский Конкурс студентов педагогических специальностей «Учитель нового поколения-2015», организаторами которого являются победители Конкурса-2014 – наша команда студентов Института педагогического образования Тверского государственного университета «Свет вечности».

Конкурс родился в стенах Елабужского педагогического института в 2012 году. Коллектив педагогов и студентов стал учредителем Конкурса. Главным его идейным вдохновителем является Андрей Владиславович Виноградов (кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей и отечественной истории Елабужского института КФУ, координатор проекта «Учитель нового поколения»). Андрей Владиславович согласился дать интервью для пресс-центра Конкурса.

- Скажите, пожалуйста, Андрей Владиславович, как возникла идея Конкурса? Что Вас подтолкнуло к созданию такого грандиозного проекта?

- Идея конкурса «Учитель нового поколения» появилась в студенческой среде – его инициаторами стали участники одноименного проекта, который действует в Елабужском институте с 2009 г. Изначально он создавался для того, чтобы обучить лучших студентов нашего вуза дополнительным навыкам, которые необходимы будущему учителю, провести соответствующую психологическую подготовку, развить их лидерские и ораторские качества.

-Я был участником первого набора в этот проект: вместе со своими сверстниками мы участвовали в педагогических конкурсах и олимпиадах, но всегда пытались подойти к ним с определенной долей креативности и юмора. Отнюдь не за счет глубины содержания выступлений – как говорил один из великих советских ученых, «наука баба веселая и паучьей серьезности не терпит». Тем не менее, часто мы сталкивались с непониманием со стороны жюри: однажды нам сказали, что наши выступления годятся не для олимпиады, а для «педагогического КВНа» – как будто в этом есть что-то плохое. Если студент может пошутить о серьезных вещах, разве это не говорит о том, что он в них хорошо разбирается и считает их интересными? И разве конкурсы не должны быть увлекательными, в первую очередь, для тех, кто в них участвует? В связи с этим, возникла и идея организации собственного события для студентов педагогических специальностей, к реализации которой мы приступили в 2011 году. Было решено назвать конкурс в честь нашего проекта – «Учитель нового поколения».

- Что на Ваш взгляд является изюминкой конкурса, в чем его особенность?

- На мой взгляд, Конкурс отличается от многих других мероприятий тем, что его придумали студенты для других студентов. Здесь мы оцениваем не только преподавательский труд руководителей команд и эрудицию участников, но и способность будущих педагогов действовать в команде, принимать решения, уметь выходить из трудных ситуаций. Это самое сложное в профессии учителя – нам нужно решать возникающие трудности незамедлительно. В отличие от представителей других профессий, мы не можем прийти на следующий день и переделать то, в чем ошиблись вчера, или взять тайм-аут на раздумья. Многие конкурсные задания направлены на то, чтобы проверить умение человека ориентироваться в конкретных ситуациях.

- Но главная особенность Конкурса заключается в том, что каждый год он проводится в новом вузе и в новом городе. Каждая новая команда организаторов придает ему новый, неповторимый оттенок, постоянно обновляется география участников, и поэтому первоначальный импульс мероприятия не только не гаснет, но и усиливается с годами.

- Кроме того, между постоянными участниками и организаторами конкурса складываются новые профессиональные связи, которые со временем крепнут и расширяются. До сих пор с теплотой вспоминаем, как нас принимали в Глазове и Уфе, переписываемся с коллегами из Глазовского пединститута и Башкирского педагогического университета. Уверен, что сотрудничество между Елабужским институтом и Тверским университетом также не закончится вместе с конкурсом 2015 года.

- Какие впечатления остались у Вас в памяти от первого конкурса, который проводил Елабужский педагогический институт четыре года назад?

- Много ли было участников в первый год? Каков был отклик у участников конкурса?

- Прежде всего, неожиданностью для нас стала география участников. Ориентируясь на свой предыдущий опыт, мы рассчитывали принять 3-4 команды, в первую очередь из других педагогических вузов Татарстана, а приехали представители 9 вузов из 8 регионов Российской Федерации.

- Уже на первом Конкурсе бросилось в глаза то, что его участники видели друг в друге коллег, товарищей по профессии, а не конкурентов за призовое место. С самого начала мероприятию был присущ фестивальный дух – мне кажется, что, кто бы из команд ни выиграл, остальные бы искренне за нее порадовались. Наверное, немаловажно, что объективность жюри ни у кого не вызывала сомнений: его членами были представители Казанского университета (который, на правах принимающей стороны, не мог занять какое-либо из мест) и системы образования нашей Республики. Все остальные участники были равны перед судьями.

- Конкурс расширяет географию участников, в этом году заявки подали команды из Крыма, Сибири, Центрального региона. Каковы Ваши ожидания от предстоящего мероприятия?

- География Конкурса уже давно вышла за пределы Приволжского Федерального Округа, а нынешнее место его проведения позволило привлечь к участию много новых команд из признанных центров педагогического образования России. Отрадно, что и участники предыдущих конкурсов не теряют интереса к мероприятию, не считают расстояние преградой. Уверен, что, благодаря усилиям тверских организаторов, конкурс «Учитель нового поколения» окончательно зарекомендует себя как одно из самых масштабных событий в области высшего педагогического образования.

- Что бы вы хотели пожелать командам, которые приедут состязаться в педагогической сфере?

- Много чего! Но, если выделять главное, хочу пожелать, чтобы каждый участник получил от Конкурса то, чего он ждет. Каждая минута должна пройти с пользой – такие поездки пролетают незаметно, а вспоминаются долгие годы. И, конечно, желаю каждому, когда студенческие годы подойдут к концу, суметь реализовать себя в системе образования. Это очень интересная область деятельности, заставляющая человека развиваться, позволяет работать над смысловыми вещами, значение которых не ограничивается сиюминутным эффектом. Уверен, что если новые поколения станут воспитывать такие молодые люди, которые съезжаются на Конкурс, через некоторое время наша страна будет совершенно другой – в самом хорошем смысле этого слова.

- А может студенты-педагоги Конкурс преобразуют в форум новаций педагогики, сохраняя атмосферу открытости доброжелательности и юмора?

- Во всяком случае, не хотелось бы, чтобы конкуренция преобладала над юмором и доброжелательностью. Как я уже говорил, с самого начала конкурс имел много общего с фестивалем, стал площадкой, где собираются заинтересованные друг в друге люди. Думаю, что нужно развивать это и дальше. Очень хорошая находка команды организаторов из Тверского университета – третий день конкурса, разгруженный от конкурсных заданий, чтобы у участников и руководителей осталось время пообщаться в неформальной обстановке (раньше приходилось уезжать, как Чацкому, только наоборот – с бала на корабль). Надеюсь, что следующий принимающий вуз последует вашему примеру. Как организатор, я понимаю, что это дополнительная работа и существенное удорожание расходов, но оно того стоит.

- Команда «Свет вечности» и рабочая группа Конкурса во главе с Анисимовым Владимиром Петровичем (зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии) делают сейчас всё возможное для того, чтоб конкурс прошел достойно. Что бы вы могли пожелать организаторам? Каких ошибок нужно избежать? К чему стоит стремиться?

- Конкурс устроен так, что в нем одерживают победу те, кто лучше всего понимает его суть. Конечно, это относится и к команде «Свет вечности», выступление которой нам больше всего запомнилось в прошлом году. Единственное, чего могу пожелать – стараться поддерживать и в других командах верное отношение к мероприятию и к испытаниям. Главное здесь не блеснуть своей эрудицией и не разгромить соперников, не нужно заумно отвечать на вопросы «Разминки», цитировать по памяти огромные отрывки из учебников во время «Педагогической ситуации». Педагогика – это не только наука, но и повседневный труд для многих людей. Не менее важно уметь радоваться жизни и иногда смеяться над собой.

- Желаю организаторам сил и терпения, поскольку знаю, что организация такого мероприятия, как Всероссийский Конкурс – это титанический труд. Но когда видишь полный актовый зал и слышишь первые приветственные слова, усталость мгновенно улетучивается. Спасибо вам за ваши усилия – уверен, что они обязательно окупятся!

- Спасибо, Вам, Андрей Владиславович, за интервью. Ждем Вас лично и команду студентов Елабужского педагогического института у нас в Твери!

Беседовала Марина Евграфова, член орг. комитета V Всероссийского конкурса студентов педагогических специальностей "Учитель нового поколения-2015"

На фото - команда студентов Института педагогического образования ТвГУ «Свет вечности» - победители Конкурса-2014

Назад

Яндекс.Метрика  

Р Р?йтинг@Mail.ru